Неисправимыми ошибками остались в истории России, в том числе и Дагестана, политические репрессии
30-х гг., которые не обошли стороной и учителей школ. Отдельного и обстоятельного разговора заслужива- ет тема репрессий в системе народного образования. Основной удар принимали на себя, естественно, учите- ля школ. Достаточно было какому-нибудь учителю объективно ответить на смышленый детский вопрос, как ему тут же навешивали ярлык врага народа, подкулачника и т.д. Характерен случай, который произо- шел в школе с. Казмааул Хасавюртовского района. 29 июля 1934 г. на совместном собрании группы комму- нистов и комитета комсомола этого села был рассмотрен вопрос об учителе Тажудине Казанбиеве [8, с. 27]. После бурного обсуждения собрание установило, что Т. Казанбиев попал под кулацкое влияние, о чем свидетельствует тот факт, что учитель посмел выразить свое сочувствие в адрес раскулачиваемых крестьян.Казанбиева исключили из комсомола, а копию решения собрания передали в комсомольскую организацию для последующего снятия провинившегося учителя с работы. Позорная и ныне осужденная обществом акция раскулачивания и высылки кулацких хозяйств за пределы Дагестана коснулась всех социальных групп, в том числе и детей школьного возраста. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1936 г. в Хаса- вюртовском районе подверглись репрессиям 63 кулацких семьи, в составе которых было 115 детей, из них 55 - школьного возраста, т.е. им было от 7 до 14 лет [Там же, с. 27-28]. В местах высылки детей заставляли ра- ботать, причем норма выработки была такой же, как у взрослых. Тяжелый труд истощал детский организм, среди подростков был очень высок процент тяжелых заболеваний, получения увечий со смертельным исходом.
Автор: Мурат Абубакарович Курбанов, к.и.н. Кафедра истории России, ДГУ.